• Приглашаем на открытие персональной выставки заслуженного художника России Фетисова Евгения Васильевича «С любовью к России»

    Приглашаем на открытие персональной выставки заслу...

    14.11.24

    0

    7879

  • «Музыкальная сборная России» исполнит в Сириусе музыку для деревянных духовых инструментов

    «Музыкальная сборная России» исполнит в Сириусе му...

    13.11.24

    0

    3018

Проект «Музыкальные шедевры» объединил в Сириусе поклонников барокко и оперы

Проект «Музыкальные шедевры» объединил в Сириусе поклонников барокко и оперы
  • 01.11.24
  • 0
  • 18403
  • фон:

В период с 1 по 27 октября музыкальные программы представили ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского и артисты Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова под управлением трех дирижеров – Андрея Лебедева, Клемана Нонсьё и Юлии Сенюковой. Концерты, лекции и творческие встречи проекта посетили около 5000 человек.

«Впервые в этом году мы объединили в одном проекте два направления – барокко и оперу. Он полностью оправдал свое название – «Музыкальные шедевры»: звучали всемирно известные и популярные сочинения, а также редко исполняемые произведения, но при этом настоящие жемчужины жанра. Их представили ведущие музыканты направления. «Дни барокко в Сириусе» прошли в сотрудничестве с Филиппом Чижевским и его ансамблем Questa Musica, «Дни оперы в Сириусе» представила Новая Опера. Слушателями концертов и просветительских мероприятий проекта стали около 5000 человек», – отметил Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех».

В Международный день музыки, 1 октября, проект открыл один из ведущих коллективов старинного исполнительства – ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Музыканты представили три программы. Первый вечер посвятили французскому барокко – прозвучали мессы L’Homme armé («Вооруженный человек») для хора a cappella Гийома Дюфаи и Messe de minuit pour Noël («Месса в канун Рождества») для хора, солистов и оркестра Марка-Антуана Шарпантье. Во второй вечер совместно с скрипачом Леонидом Железным музыканты исполнили «Времена года» Антонио Вивальди. В завершение серии барочных концертов был представлен жанр инструментального концерта Concerto grosso. Прозвучали два Кончерто Гроссо Георга Фридриха Генделя, Первый концерт Иоганна Себастьяна Баха для клавесина с оркестром (солировала лауреат международных конкурсов Александра Коренева), музыка к драме «Абделазар» Генри Перселла.

Вторую часть проекта – «Дни оперы в Сириусе» представил Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова. Коллектив театра выступил под управлением трех дирижеров и познакомил слушателей с русской и французской оперой XIX века – 23 октября солисты, хор и оркестр под управлением дирижера Андрея Лебедева исполнили последнюю оперу Петра Чайковского «Иоланта». 25 октября под управлением французского дирижера Клемана Нонсьё прозвучала комическая опера француза Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо». Обе оперы были исполнены в концертном варианте.

27 октября в завершение проекта в исполнении хора Новой Оперы имени Е.В. Колобова прозвучали духовные сочинения советских и современных композиторов. Открыл вечер «Покаянный канон» Арво Пярта. Одно из наиболее масштабных произведений в творчестве эстонского автора было написано на стихи православного проповедника Андрея Критского, жившего в VII веке. Канон представляет собой часть богослужения, он состоит из девяти песен, в Сириусе прозвучали семь из них. Необходимую атмосферу создавали через довольно необычную расстановку – музыканты пели, стоя в кругу – и визуальное сопровождение на экране.

Во втором отделении прозвучал Концерт для хора Альфреда Шнитке. Стимулом к созданию произведения в 1984–1985 годах послужил литературный первоисточник – «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского поэта – монаха, философа, богослова Григора Нарекаци. При всей современной остроте музыкального языка концерт для хора отличает опора на музыкальный язык прошлого. В произведении существует отсылка к средневековым армянским песнопениям, они напоминают о себе отдельными интонационными оборотами, общим складом хоровой фактуры. Еще больше в сочинении ощущаются русские корни – это, прежде всего, хоровые концерты русских композиторов XVIII века. Оба сочинения прозвучали a cappella под управлением главного хормейстера Новой Оперы Юлии Сенюковой. Она отметила: «Изначально я искала пару к Концерту для хора Альфреда Шнитке. Поиски затянулись, потому что ничего подходящего к этому самодостаточному сочинению мне не попадалось. И случайно я подумала про Пярта. Мы пели другие сочинения композитора, но к «Покаянному канону» никогда не обращались. Попробовали – и на удивление все сошлось. С одной стороны, два отделения очень контрастные, но в то же время перекликающиеся между собой».

В рамках просветительской программы проекта состоялась творческая встреча с основателем и художественным руководителем ансамбля Questa Musica Филиппом Чижевским. Модератором встречи выступил эксперт в области музыки эпохи барокко Роман Насонов. Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории и Московского университета также прочитал лекцию на тему истории возникновения и особенностей нового рода музыки, возникшего на рубеже XVII и XVIII веков – «большого концерта» (concerto grosso). В преддверии заключительного концерта проекта познавательную беседу со слушателями об истории музыки и культуры, личностях Пярта и Шнитке, особенностях их произведений провел скрипач и дирижер Илья Гайсин.

Проект «Музыкальные шедевры» реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica

Роман Насонов (эксперт музыки эпохи барокко)

Новая Опера, дирижер Андрей Лебедев

Новая Опера, дирижер Клеман Нонсьё

Хор Новой Оперы